Головна » Файли » Учителю » Початкова школа

Урок во 2 классе по теме: "Почему осенью хорошо растут грибы? Грибы: съедобные и ядовитые"
2015-12-03, 7:47:21
Тема урока: Почему осенью хорошо растут грибы? Грибы: съедобные и ядовитые.
Цель: формировать представления о грибах и условиях, необходимых для их жизни; формировать умения распознавать съедобные и ядовитые грибы, придерживаться правил сбора грибов; развивать мышление, наблюдательность, умение работать с учебником, высказывать свои мысли и доказывать их, обобщать, делать выводы; воспитывать эстетическое восприятие окружающего мира, желание охранять природу.
Оборудование: иллюстрации с изображением съедобных и ядовитых грибов, муляжи грибов.
Ход урока:
І. Организация класса к уроку.
ІІ. Наблюдения за изменениями в природе.
- Какой месяц длится? Какое сегодня число? Какая температура воздуха? Какое состояние неба? Есть ли осадки? Какие именно? Есть ли ветер?

ІІІ. Проверка усвоенных знаний, умений и навыков учащихся.
1. Фронтальная беседа.
- Что вы изучали на предыдущем уроке?
- Плоды и семена, каких растений разносятся животными? Почему животные разносят плоды и семена?
- Плоды и семена, каких растений разносятся ветром? Как приспособились плоды к распространению ветром?
- Плоды и семена, каких растений приспособились сами разбрасывать семена? Приведите примеры.

ІV. Актуализация знаний учащихся. Сообщение темы и целей урока.
1. Поэтическая минутка.
Отправляемся в лесную даль, густую чащу леса,
Туда, где осенью тепло и сыро, тише нету места.
Где растут берёзки, ёлки, сосны, старые дубы,
Будем собирать все вместе, дружно,
Класть в корзинки мы … (грибы)
- Чтобы узнать, о чём будет идти речь на сегодняшнем уроке, вам необходимо отгадать загадку:
В тёплый дождик он родился,
Гладким зонтиком накрылся.
Может из леса удрать посмел,
Если б две ноги имел. (Гриб)


- Рассмотрите фотографии на доске. Приходилось ли вам со взрослыми собирать грибы?
- В какое время года вырастают грибы?
- Знаете ли вы, какие грибы растут в нашем краю?
Почти все вы видели грибы, кто в лесу, кто в магазине или на рынке, а кто – то и у себя во дворе. Возможно, некоторые собирали, вместе со взрослыми, грибы в лесу. Сегодня на уроке вы узнаете, какие условия необходимы для жизни грибов, где нужно искать грибы. Вы также узнаете, какие грибы относятся к съедобным, а какие – к ядовитым. Вы научитесь распознавать съедобные и ядовитые грибы по внешнему виду. На протяжении всего урока мы будем искать ответ на вопрос: «Почему осенью хорошо растут грибы?»

V. Изучение нового материала.
1) Беседа с элементами рассказа и решение проблемной ситуации с целью формирования представления об условиях, необходимых для жизни грибов.
- Вспомните, когда в лесу вырастают грибы?
Грибы появляются в конце лета и в начале осени, когда ещё достаточно тепло в почве есть достаточно влаги. Тогда грибы растут очень быстро, и их появляется очень много. Искать грибы нужно во влажных затенённых лесах между берёзами, соснами, дубами.
Значит, условиями для жизни грибов являются достаточное количество влаги и тепла.

2) Практическая работа с целью формирования умения распознавать съедобные и ядовитые грибы.
- Рассмотрите рисунок на с. 55 учебника. Какие грибы изображены на рисунке?
- Какие из этих грибов вам известны? Где вы их видели?
- Рассмотрите съедобные грибы и опишите их.

Красноголовец (подосиновик), боровик, лисички, белые грибы, подберёзовики, грузди, рыжики, маслята, сыроежки, опята осенние – это всё съедобные грибы. Их можно собирать и употреблять в еду.

У белого гриба выпуклая коричневая шляпка и серовато-белая ножка. Мякоть белая, при разрезании не меняет цвет, имеет приятный запах. Очень хороший съедобный гриб. Используют в свежем виде, сушат про запас, маринуют, солят.
Красноголовец, или подосиновик имеет оранжево-красную шляпку и чешуйчатую ножку. Мякоть белая с приятным ароматом. Хороший съедобный гриб. Используют свежим, про запас сушат, солят, маринуют.
Лисички имеют шляпку с неровными краями, вогнутую в середину, которая вместе с ножкой образует единое целое. Окраска гриба от жёлтого до оранжевого цвета.
Подберёзовик имеет выпуклую шляпку коричневого цвета, плотную, удлинённую ножку, покрытую чешуйками серого цвета, а также белую мякоть, которая не меняет цвет при разрезании.
У сыроежки шляпка сначала выпуклая, затем плоская, серо-красная или серо-розово-коричневая. Шкурка очень легко снимается со шляпки. Ножка белая, твёрдая, к низу немного сужается. Мякоть плотная, сладкая, при разрезании не меняется или слегка рыжеет, с приятным грибным запахом.
Опёнок осенний, или настоящий, имеет небольшую выпуклую шляпку, иногда с холмиком в центре, буро-жёлтого, жёлто-серого, коричневатого цвета. Шкурка легко снимается со шляпки. Ножка плотная, вверху белее, ниже – цвета шляпки, с белым колечком. Мякоть белая, приятный на вкус и запах.

- Подумайте, почему лисички, подберёзовики, подосиновики получили такие названия.
- Рассмотрите ядовитые грибы и опишите их.

Сатанинский гриб, бледная поганка, ложные опята, мухомор, ложная лисичка – это ядовитые грибы. Их нельзя собирать и употреблять в еду. Отравление этими грибами может привести к смерти.

У сатанинского гриба шляпка выпуклая, грязно-белая, серая. Шкурка со шляпки не снимается. Мякоть беловатая, при разрезании на воздухе слегка краснеет, затем синеет, имеет неприятный запах.
У бледной поганки шляпка выпукло-распростёртая, зеленоватая. Ножка белая, к низу постепенно утолщается. Мякоть белая, сладкая, вначале без специфического запаха, позже с неприятным запахом. Чрезвычайно опасный гриб, отравление которым может привести к смерти.

Мухомор красный имеет красную плоскую шляпку, усеянную белыми пластинками. Ножка белая. Мякоть белая, без специфического запаха. Ядовитый гриб.
Мухомор пантерный имеет буро-коричневую выпуклую шляпку с многочисленными белыми пластинками. Ножка цилиндрическая, пустая, белая. Мякоть белая, с неприятным запахом
Ложный опёнок очень похож на опёнок съедобный, но меньше его, тоньше и не имеет на ножке белой плёнки, на ножке в виде кольца. Шляпка ложного опёнка жёлто-зелёного цвета, а у настоящего жёлто-коричневая.
Ложные лисички тоже очень похожи на съедобные. Отличить их можно по цвету и форме шляпки. У ложной лисички она красно-коричневая с ровными краями, а у настоящей – оранжево-жёлтая с неровными краями.

- Подумайте, почему бледная поганка, ложный опёнок, ложные лисички получили такие названия?
- Какие ядовитые грибы маскируются под съедобные?

3) Практическая работа с целью формирования представления о правилах сбора грибов.
- Важно уметь отличить ядовитые грибы от съедобных. Детям можно собирать грибы только со взрослыми.
- Составьте памятку для начинающих грибников.

*Собирать можно только съедобные грибы;
*Никогда не собирать неизвестные грибы;
*Если гриб вызывает незначительное сомнение, лучше его выбросить;
*Не брать в руки ядовитые грибы;
*Гриб нужно срезать, а не вырывать;
*Собранные грибы дома необходимо ещё раз тщательно пересмотреть и перебрать, прежде чем начинать их готовить;
*Не употреблять и не пробовать на вкус сырые грибы;
*Не срывать старые и червивые грибы.

VІ. Закрепление знаний, умений и навыков учащихся.
1) Работа в тетради с печатной основой. Выполнение задания №1 на с. 25; №2 на с. 25
VІІ. Итог урока.
- О чём узнали сегодня на уроке?
- С какими новыми словами вы сегодня познакомились?
VІІІ. Задание на дом. Проработать статью с. 54-55 учебника.
Категорія: Початкова школа | Додав: juli_pirog
Переглядів: 854 | Завантажень: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
avatar