Головна » Файли » Учителю » Початкова школа

Урок природоведения по теме: "Когда возвращаются с юга перелётные птицы?"
2015-12-03, 8:24:19
Цель урока: формирование знаний учащихся об изменениях в жизни птиц с приходом весны.
Задачи урока:
• Закрепить представление детей о характерных признаках весны, показать связь весенних изменений в неживой и живой природе;
• Развивать умения наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы.
• Учить использовать результаты наблюдений для характеристики сезонных изменений.
• Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование:
• Рабочие листы с заданиями для учащихся.
• Карточки с изображением птиц.
Формы и методы:
• Словесные методы: объяснение, описание, разъяснение.
• Групповые.
• Проблемно-поисковые.
Эпиграф к уроку:
«Мы вас ждем, товарищ птица,
От чего вам не летится!»
В.В. Маяковский
1. Организационный момент
– Ребята, у нас на уроке сегодня гости. Я желаю вам быть радушными хозяевами и работать так, чтобы всем было интересно!
Я раскрываю почки.
В зеленые листочки
Деревья одеваю,
Посевы поливаю
Движения полна
Зовут меня ... (Весна)
– Сегодня на уроке мы продолжим разговор об удивительном времени года, возвращении птиц домой и их весенних заботах.
Вывешиваю слово весна
– Как изменилась температура воздуха с приходом весны!
– Что произошло с почвой? (Снег сошел, почва оттаяла)
– Если потеплело, то что стало с водоемами? (Лед на водоемах растаял)
– Изменения в неживой природе повлияли на жизнь растений и животных.
– Если почва оттаяла, то что произошло с растениями весной? (Зазеленела трава, появились первые цветы)
- А на водоемах, если растаял лед? (Проснулись рыбы)
- Если появились первые цветы, то кто появился? (Насекомые)
2. Осмысление содержания
Сниться ночью пауку
Чудо- юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла.
Прилетит - плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это … (птица)
– Вспомните отличительный признак птицы. (Птица - это животное, тело которых покрыто перьями)
– По оперению мы обычно узнаем птиц.
– А чем они еще отличаются? (Формой тела, клювом, цветом, голосом …)
– Каких птиц называют перелетными?
– Каких птиц называют зимующими?
Рабочий лист. Задание № 1
–Для следующей работы нам нужно разделиться на две группы. Перед вами кроссворды. Разгадав их, мы вспомним, какие птицы у нас зимующие, а какие перелётные.
Проверка
– Назови зимующих птиц. (Воробей, снегирь, синица, голубь)
– Назови перелетных птиц. (Грач, скворец, ласточка, аист)
Завершение работы
– Почему птицы осенью улетают от нас в теплые края? (Отсутствие пищи: насекомых и рыбы.)
– Что позволяет птицам вернуться? (Появилась пища: растения, насекомые, рыбы. Еще у этих птиц здесь гнездовья. Родина там, где я родился.)
– Каждая перелетная птица возвращается в родные края в определенное время.
Первыми прилетают те птицы, которые осенью улетели позднее.
Журавли летят – клином, утки – косяком, мелкие птицы, такие как скворцы, жаворонки, ласточки, летят –беспорядочной стаей.
Загадки. Сообщение учителя
1. Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Взад-вперед по пашне вскачь,
А зовется птица … грач. (картинка и звуки)
– Грачи прилетают одними из первых. Они не боятся холодов. Грач приносит прутики, а грачиха строит гнездо. На одном дереве можно насчитать 15-20 гнезд.
2. На шесте – дворец,
Во дворце – певец,
А зовут его … скворец. (картинка и звуки)
– Вслед за грачами прилетают скворцы-папы, а через несколько дней за ними прилетают скворцы-мамы. К их прилету скворцы-папы подыскивают скворечник для семьи.
3. Прилетает к нам с теплом,
Путь, проделав длинный,
Лепит домик под окном
Из травы и глины (Ласточка) (картинка и звуки)
– Прилетают ласточки в середине мая. Её легко узнать по черному оперенью и белой грудке. И пьют, и едят ласточки на лету: в их широко раскрытый клюв как будто сами залетают мухи и комары.
4. Это старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту. (Аист) (картинка и звуки)
– В народе считается, что аист приносит мир и счастье в дом, на крыше которого поселился. Недавно ученые сделали удивительное открытие: оказывается, аисты могут спать на лету.
Физминутка под музыку «Хлопй-топай».
– На первый взгляд – жизнь птиц беззаботна. Но это не так.
– Все перелетные птицы, когда возвращаются домой, что делают в первую очередь? (Гнезда)
– Не легко без рук, без топоренка, построить избенку. А вот птицы мастерят свои гнёзда так, что диву даешься.
– А какие птицы селятся в гнездах, которые для них делает человек? (Скворцы)
– Как называются их домики? (Скворечники)
– Но их домики бывают заняты. А занимают их воробьи.
– Посмотрите, как бывает.
Инсценировка «Случай»
Этот случай был в апреле,
С юга птицы прилетели.
Тает снег, а воробья.
Выгоняют из жилья.
– Убирайся вон, задира,
Просвистел ему скворец.
– Ни за что, моя квартира,
Я не временный жилец!
Я тут вьюги и мороз.
Терпеливо перенес.
А сейчас, под этой кровлей
Для семьи гнездо готовлю
И не тронусь, хоть убей! –
Прочирикал воробей
– Не упрямься! Мне в наследство
Этот дом достался с детства
Вылетай.
Мой клюв остер
А не то …
Но тут во двор,
Со скворечней Вова вышел,
Быстро с нею влез на крышу,
Тут же крепко привязал,
И приветливо сказал:
– Я, друзья, сердечно рад,
Охраняйте вместе сад
Только Вова слез долой,
Воробейка удалой
В новый дом переселился
И с соседом помирился.
Проблема
– Как вы думаете, как скворечник укрепить на дереве? (Нельзя прибивать гвоздями, а привязать проволокой как можно дальше от земли)
– Весна – радостное время года, так как у птиц появляются птенцы.
Игра «Назови малышей»
– У утки – … утята
– У скворца – … скворчата
– У гуся – ... гусята
– У воробья – ... воробьята
– У грача – ... грачата
– У ласточки – … ласточата
– У аиста – … аистята
– У галки – … галчата
– А чем кормят птицы своих птенцов? (Насекомыми, личинками, червяками)
Сообщения детей
– Синица в течении дня поедает до 600 насекомых.
– Грачи – до 8000 вредных червей и гусениц.
– Ласточки – за лето 1 миллион мошек и комаров.
Рефлексия
Весенние заботы птиц. Сделать выбор. Рабочий лист. Задание № 2
– Поставьте знак «+» возле строчек, где говорится о весенних заботах птиц.
• Птицы весной высиживают птенцов.
• Строят хатки.
• Строят гнезда.
• Уничтожают вредных насекомых.
• Запасают еду.
• Откладывают яйца.
• Готовятся к отлету.
• Учат птенцов.
• Ложатся в спячку.
Экологическая минутка
– А задумались ли вы о том, как мы должны относиться к птицам?
– Что может сделать человек для птиц и чего он не должен делать?
– У вас на столах лежат две полоски – зелёная и красная
– Я буду читать вам лозунги, если это нужно делать для птиц, вы поднимаете зелёную полоску.
– А если нет, то красную.
1. Вывешивать скворечники весной.
2. Стрелять из рогатки по птицам.
3. Помогать больной или раненой птице.
4. Разорять птичьи гнезда.
5. Подкармливать птиц ранней весной.
6. Уносить домой здоровых птенцов.
7. Подходить близко к гнездам птиц.
8. Изучать птиц.
– Летать как птица, но знать, любить и беречь природу ты должен как человек!
- Перед вами на столах лежат маленькие птички. Возьмите их в руки и посмотрите, какие они беззащитные. Я хочу, чтобы вы были настоящими защитниками природы и всегда охраняли её и оберегали. Сейчас напишите, то хорошее, что вы можете сделать для птиц. А, может быть, кто то уже и делать это хорошее. И давайте поможем им свить гнёздышки на этом прекрасном дереве.
Домашнее задание
-Поработайте в тетради страница 40.
Категорія: Початкова школа | Додав: juli_pirog
Переглядів: 1243 | Завантажень: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
avatar